ГЛАВА 9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Объем и периодичность технического обслуживания автомобиля приведены в сервисной книжке.

В настоящем руководстве приводятся методы ухода за автомобилем и регулировки его агрегатов, а также работы, которые должны выполняться регулярно в промежутках между операциями технического обслуживания, предусмотренными талонами сервисной книжки.

Моменты затяжек основных резьбовых соединений приведены в приложении 2 настоящего руководства.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Осмотреть место стоянки и убедиться в отсутствии подтеканий топлива, масла, охлаждающей и тормозной жидкостей. При наличии подтекания принять меры к устранению причины.

Проверить и довести до нормы количество охлаждающей жидкости, масла в картере двигателя, тормозной жидкости и топлива.

ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 500 КМ ПРОБЕГА

СЕЗОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Сезонное обслуживание проводится два раза в год -весной и осенью и по возможности совмещается с очередным обслуживанием по талонам сервисной книжки.

Перед летним сезоном эксплуатации

Перед зимним сезоном эксплуатации

ДВИГАТЕЛЬ ЗМЗ-409

Подвеска двигателя

При эксплуатации проверяйте затяжку резьбовых соединений передней и задней подвесок двигателя (см. приложение 2), а также состояние опор. Расслоение и разрыв подушек опор двигателя не допускается.

Головка блока цилиндров двигателя

При эксплуатации двигателя производить подтяжку болтов крепления головки блока цилиндров не требуется. При необходимости затяжку производите только на холодном двигателе. Для обеспечения равномерного и плотного прилегания головки блока цилиндров к прокладке затяжку болтов производите в последовательности, указанной на рис. 9.1 в два приема. Затягивайте болты равномерно, используя динамометрический ключ (см. приложение 2).

Газораспределительный механизм двигателя

Привод распределительных валов - цепной, двухступенчатый. Натяжение цепей осуществляется гидронатяжителями.

Внимание! Не допускается вынимать гидронатяжитель из крышки цепи во избежание выхода плунжера из зацепления с корпусом под действием сжатой пружины.

Привод клапанов от распределительных валов осуществляется непосредственно через цилиндрические гидро-толкатели. Применение гидравлических толкателей исключает необходимость регулировки зазоров.

Система смазки двигателя

Работа двигателя при неисправностях в системе смазки должна быть немедленно прекращена.

Для охлаждения масла в системе смазки предусмотрен масляный радиатор, который включается автоматически при помощи термоклапана. На некоторых двигателях установлен


Рис. 9.1. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

краник 3 (рис. 9.2) включения радиатора, который должен быть открыт при температуре воздуха выше +20 °C и при движении в тяжелых условиях (с большой нагрузкой и большой частотой вращения коленчатого вала двигателя) также включайте радиатор.

Уровень масла должен находиться между метками "П" и "0" указателя 17 (рис. 9.3) уровня масла. Замеряйте уровень масла через 2-3 минуты после остановки прогретого двигателя.

Применяйте только рекомендованные масла.

При замене масла меняйте масляный фильтр. Отработавшее масло сливайте из картера двигателя сразу же после поездки, пока оно горячее. В этом случае масло сливается быстро и полностью.

Масляный фильтр 2 (см. рис. 9.2) снимайте, отворачивая его против часовой стрелки. При установке нового фильтра убедитесь в исправности резинового уплотнительного кольца и смажьте его моторным маслом, заверните фильтр до касания уплотнительным кольцом плоскости на блоке цилиндров, а затем доверните фильтр на 3/4 оборота. Убедитесь в отсутствии подтекания масла.

На прогретом двигателе при исправной системе смазки в режиме холостого хода сигнальная лампа аварийного давления масла может гореть, но должна немедленно гаснуть при увеличении частоты вращения коленчатого вала.

Рекомендуется через две смены масла промывать систему смазки двигателя, для чего слейте отработавшее масло, залейте специальное моющее масло, например ВНИИНП-ФД, на 3-5 мм выше метки "О" на указателе уровня масла и дайте двигателю поработать в течение 10 мин. Затем моющее масло слейте, замените масляный фильтр и залейте свежее масло. В случае отсутствия моющего масла промывку можно производить чистым моторным маслом.

Система вентиляции картера двигателя

При обслуживании системы вентиляции необходимо снять крышку клапанов 1 (рис. 9.4) , шланги вентиляции 6, 7 и очистить от смолистых отложений каналы вентиляции в крышке клапанов и впускной трубе, шланги вентиляции и патрубки маслоотражателя 2. Промывку маслоотражателя в бензине проводите без снятия его с крышки клапанов.

масляного радиатора; 4 - стартер; 5 -шланги подогрева дросселя; 6 -штуцер

подогрева дросселя; 7 -шланг от регулятора давления топлива к каналу

холостого хода; 8 -впускная труба; 9 -регулятор давления топлива; 10 -шланг подачи воздуха; 11 -ресивер; 12 -регулятор холостого хода; 13 -генератор; 14 -грузовая проушина; 15 -кронштейн насоса гидроусилителя; 16 -датчик положения коленчатого вала (датчик синхронизации)

Рис. 9.4. Вентиляция картера двигателя:

1 -крышка клапанов; 2 -масло-отражатель; 3 -трубка маслоотражательная;

4 -продольный канал системы холостого хода; 5 -ресивер с впускной трубой; 6 -шланг малой ветви вентиляции; 7 -шланг основной ветви вентиляции; 8 -клапан разрежения

I -Экологический класс 2

II -Экологический класс 3

Внимание! При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной горловине. Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами и загрязнение окружающей среды.

Система охлаждения двигателя

ВНИМАНИЕ! Охлаждающая жидкость ядовита. Храните жидкость в плотно закрытой таре. При работе с охлаждающей жидкостью соблюдайте следующие правила:

Соблюдайте осторожность, открывая пробку расширительного бачка системы охлаждения двигателя, во избежание ожога паром.

В качестве охлаждающей жидкости применяется низкозамерзающая жидкость ТОСОЛ-А40М или ОЖ-40 "Лена".

При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 °С нужно применять низкозамерзающую жидкость ТОСОЛ-А65М или ОЖ-65 "Лена".

Рабочая температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80° - 105°С. Допускается кратковременная (не более 5 минут) работа двигателя при повышении температуры охлаждающей жидкости до 109°С.

В случае загорания контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости надо немедленно установить и устранить причину перегрева.

Во время эксплуатации контролируйте расстояние от лопастей вентилятора до накладки кожуха и от муфты вентилятора до сердцевины радиатора (должно быть не менее 10 мм).

Периодически проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке 1 (см. рис. 3.26). Уровень жидкости должен быть на 3-4 см выше метки "мин". Так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры, то проверку уровня производите при температуре в системе плюс 15-20 °С.

В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке произошло за короткий

промежуток времени или после небольших пробегов (до 500 км), проверьте герметичность системы охлаждения и, устранив негерметичность, долейте в расширительный бачок охлаждающую жидкость.

Через каждые три года или каждые 60 000 км (в зависимости от того, что раньше наступит) промойте систему охлаждения и охлаждающую жидкость замените новой.

Промывайте систему охлаждения следующим образом:

Из-за наличия воздуха в отопителях салона и соединительных шлангах всю норму заправки жидкости залить без пуска двигателя невозможно. Заправку системы производите в следующем порядке:

Для слива жидкости из системы охлаждения двигателя откройте пробку расширительного бачка, выверните сливную пробку радиатора и откройте краник на блоке цилиндров (см. рис. 9.3, поз. 1). При сливе необходимо рукоятку и рычаг управления кранами отопителя салона и дополнительного отопителя установить в положение "открыто".

Натяжение ремня 4 (рис. 9.5) привода насоса системы

охлаждения и генератора производится натяжным роликом 2, для чего необходимо: ослабить болт 3 и, закручивая регулировочный болт 6, произвести натяжение ремня. Затянуть болт 3.

Натяжение ремня 7 (рис. 9.5) привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления производится перемещением насоса 10, для чего необходимо: ослабить болты 11, регулировочным болтом 12 отрегулировать натяжение ремня, перемещая насос по направляющим. Затянуть болты 11.

На автомобилях, оснащенных кондиционером, привод агрегатов осуществляется одним ремнем. Его натяжение регулируется автоматически (рис. 9.6). В процессе эксплуатации необходимо контролировать состояние ремня. При обнаружении его повреждения или чрезмерного растяжения замените ремень. При установке нового ремня ослабьте болты 7 крепления насоса гидроусилителя рулевого управления к кронштейну и вращая регулировочный болт 8 найдите такое положение насоса ГУР на кронштейне при котором расстояние между упорами на натяжителе ремня будет составлять 18 мм. При этом будет обеспечен угол отклонения натяжителя 28°, при котором создается номинальный крутящий момент на рычаге натяжителя. Затяните болты 11.


Рис. 9.5. Натяжение ремней привода агрегатов:

1 -шкив коленчатого вала; 2 -натяжной ролик; 3 -болт крепления натяжного ролика; 4 -ремень привода насоса системы охлаждения и генератора; 5 -шкив генератора; 6 -регулировочный болт натяжного ролика; 7 -ремень привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления; 8 -шкив насоса системы охлаждения; 9 -шкив вентилятора; 10 -шкив насоса гидроусилителя рулевого управления; 11 -болт крепления насоса гидроусилителя рулевого управления; 12 -регулировочный болт

Ремень привода

рулевого управления; 7 -болт крепления насоса гидроусилителя рулевого

управления; 8 -регулировочный болт; 9 -шкив насоса системы охлаждения двигателя; 10 -шкив коленчатого вала


1 -автоматический натяжитель; 2 -шкив компрессора кондиционера;

3 -генератор; 4 -ремень привода агрегатов;

5 -шкив вентилятора; 6 -шкив насоса гидроусилителя

Муфта привода вентилятора. В случае, если муфта перестает включаться или включается не полностью, двигатель может перегреваться. Проверку исправности муфты необходимо производить в СТО УАЗ, имеющих специализированное оборудование.

Наружную поверхность муфты содержите в чистоте.

Электровентиляторы установлены на радиаторе системы охлаждения спереди. Включение и выключение происходит автоматически.

Система выпуска газов

ВНИМАНИЕ! Рабочая температура нейтрализатора составляет 400-800 °C. Не допускается эксплуатация автомобиля без защитных экранов нейтрализатора. При движении автомобиля и на стоянке следите, чтобы система выпуска не соприкасалась с легко воспламеняющимися материалами (например, сухой травой).

Пропуск выпускаемых газов в соединениях не допускается и должен устраняться при первом появлении. Прикипевшие гайки подтягивайте (см. приложение 2), предварительно смочив резьбовые соединения специальными жидкостями.

В случае неисправности системы питания или зажигания в нейтрализатор попадает большое количество несгоревших углеводородов, в результате чего температура в нейтрализаторе может подняться выше допустимой (750 - 800 °C) и он выйдет из строя. Поэтому особое внимание обращайте на работу систем питания и зажигания. Работа двигателя на трех цилиндрах недопустима даже короткий промежуток времени.

Система впрыска бензина с микропроцессорным управлением топливоподачей и зажиганием (рис. 9.7, 9.8)

Меры предосторожности

ВНИМАНИЕ! Не допускается ослаблять или подтягивать соединения топливопровода при работающем двигателе или сразу после его остановки.

Рис. 9.7. Расположение датчиков на двигателе (Экологический класс 2): 1 -датчик детонации; 2 -датчик температурного состояния двигателя (температуры охлаждающей жидкости); 3 -датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 4 -датчик аварийного давления масла; 5 -датчик указателя давления масла; 6 -датчик положения дроссельной заслонки; 7 -датчик положения распределительного вала (датчик фазы); 8 -датчик положения коленчатого вала (датчик синхронизации)

Система питания

ВНИМАНИЕ! Автомобильный бензин и его пары ядовиты и пожароопасны. Соблюдайте следующие правила:

Рис. 9.8. Расположение датчиков на двигателе (Экологический класс 3): 1 -датчик детонации; 2 -датчик температурного состояния двигателя (температуры охлаждающей жидкости); 3 -штуцер; 4 -датчик аварийного давления масла; 5 -датчик указателя давления масла; 6 -дроссельный узел с датчиком положения дроссельной заслонки; 7 -датчик положения распределительного вала (датчик фазы); 8 -датчик положения коленчатого вала (датчик синхронизации)

Внимание! Применяйте только рекомендованный неэтилированный бензин. Свинец, содержащийся в этилированном бензине, выводит из строя датчик содержания кислорода и нейтрализатор.

Электробензонасосу (топливный модуль) установлен в правом баке. По мере расхода топлива правый бак автоматически пополняется из левого.

Пробки горловин наливных труб топливных баков глухие и обеспечивают герметичное уплотнение.

В связи с указанными особенностями конструкции системы топливоподачи рекомендуется следующее:

Топливные баки 24, 28 (рис. 9.9) и 18, 22 (рис. 9.10). Обслуживание топливных баков заключается в периодической промывке фильтра электробензонасоса (правый бак), промывке фильтра приемной трубки указателя уровня топлива (левый бак) и промывке самих баков.

Периодически сливайте отстой, отвернув пробку 32 (рис. 9.9) или 26 (рис. 9.10) снизу бака.

Периодически проверяйте надежность крепления баков и при необходимости подтягивайте болты их крепления.

Для промывки топливные баки снимите с автомобиля. Перед снятием баков с автомобиля выполните следующее:

Затем отверните болты стяжных хомутов, отогните хомуты вниз, чтобы они не препятствовали опусканию бака, и снимите бак.

Установку бака производите в обратном порядке.

Электробензонасос 3 (рис. 9.9) погружного типа с датчиком указателя уровня топлива.

На автомобилях экологического класса 3 установлен топливный модуль 3 (рис. 9.10) погружного типа, включающий в себя электробензонасос, струйный насос и регулятор давления и датчик указателя уровня топлива.

Периодически проверяйте и очищайте контакты подключения топливного насоса к бортовой сети.

Особое внимание обращайте на надежность подключения "массы".

Рис. 9.9. Схема системы питания двигателя топливом (Экологический класс 2): 1 -пробка топливного бака; 2 -трубка

тонкой очистки топлива; 20 -струйный насос; 21 -трубка от левого бака к струйному насосу; 22 -пароотводящая трубка; 23 -шланг; 24 -правый топливный бак; 26 -труба наливная правого бака; 27 -труба наливная левого бака; 28 -левый топливный

бак; 30 -сепаратор; 32 -пробка

Примечание. Поз. 30 расположена над топливозаборником левого бака

Рис. 9.10. Схема системы питания двигателя топливом (Экологический класс 3): 1 -пробка топливного бака; 2 -трубка

17 -пароотводящая трубка от правого бака; 18-правый топливный бак; 20 -труба наливная правого бака; 21 -труба наливная левого бака; 22 -левый топливный бак; 24 -сепаратор; 26 -пробка Примечание. Поз. 24 расположена над топливозаборником левого бака

Не рекомендуется эксплуатация автомобиля при наличии топлива в правом топливном баке менее 5 литров.

При преодолении крутых подъемов минимальное количество топлива в правом баке должно быть не менее 20 литров.

Промывку фильтра электробензонасоса производите, не снимая бак с автомобиля, при этом электробензонасос (топливный модуль) необходимо извлечь из топливного бака через люк в полу кузова.

Засорение сетчатого фильтра электробензонасоса, фильтра тонкой очистки топлива, наличие в топливном баке грязи и механических примесей проявляются прежде всего в ухудшении перекачиваемости топлива из левого бака в правый, неустойчивой работе двигателя на больших нагрузках и ухудшении динамики автомобиля. При этих признаках, во избежание выхода из строя электробензонасоса, следует незамедлительно обратиться на СТО.

Примечание. При температуре окружающего воздуха ниже 0 °C признаки засорения могут быть обусловлены наличием воды и ее замерзанием в системе питания. При обнаружении воды в топливе следует слить топливо и промыть топливные баки чистым бензином, а фильтр тонкой очистки топлива заменить.

Струйный насос (экологический класс 2). Периодически проверяйте герметичность насоса и его соединений. При отсутствии перекачки топлива из левого бака в правый, разберите насос (выверните форсунку), промойте его и продуйте воздухом.

Струйный насос закреплен на топливных шлангах у правого лонжерона рамы.

Негерметичность в соединениях устраняется путем подтягивания соединений (см. приложение 2) или заменой дефектных элементов.

После любых работ по обслуживанию системы топливоподачи, связанных с подтягиванием соединений, снятием или заменой деталей и узлов необходимо провести проверку герметичности системы:

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо обращать внимание на:

Привод педали акселератора (экологический класс 2) в процессе эксплуатации может потребовать регулировки натяжения троса. Для натяжения троса отверните гайку 3 (рис. 9.11) и затяните гайку 4.

На автомобилях экологического класса 3 установлен электронный модуль педали акселератора, не требующий регулировки.

Воздушный фильтр. Через 40000 км пробега и при снижении мощности двигателя заменяйте фильтрующий элемент.

Замену фильтрующего элемента производите в следующем порядке:

Рис. 9.11. Регулировка привода педали акселератора:

1 -трос; 2 -оболочка троса с регулировочным наконечником; 3, 4 -гайки

Система управления топливоподачей и зажиганием

Для подключения средств автоматизированной внешней диагностики и программирования системы управления двигателем под капотом на надставке брызговика правого колеса установлен диагностический разъем (рис. 9.13). В зависимости от комплектации диагностический разъем может быть установлен в салоне автомобиля в передней части туннеля пола под центральной консолью.

Блок управления устанавлен под копотом автомобиля, справа на боковой стенке.

Рис. 9.12. Воздушный фильтр:

1 -крышка воздушного фильтра; 2 -уплотнительная прокладка; 3 -корпус фильтра; 4 -хомут крепления фильтра; 5 -фильтрующий элемент; 6 -гайка;

7 -гайка; 8 -воздуховод


Рис. 9.13.

Диагностический разъем (XS1):

4 -масса; 7 -К-линия;

16 -+12В

Диагностика

Работоспособность системы управления двигателем и системы впрыска зависит от исправности механических и гидромеханических систем. Ряд отклонений, вызывающих неисправности, ошибочно могут быть приняты за неисправности электронной части системы управления, это:

-несоблюдение сроков проведения технического обслуживания.

Блок управления способен осуществлять в определенном объеме диагностику элементов системы управления двигателем.

При обнаружении неисправности блок управления включает диагностическую лампу неисправностей на панели приборов автомобиля и в его память заносится код, отражающий данную неисправность.

Включение лампы неисправности двигателя не означает, что двигатель должен быть немедленно остановлен, так как блок управления имеет резервные режимы, позволяющие двигателю работать в условиях, близких к нормальным. Тем не менее, при неисправности, вызванной пропусками зажигания (сигнализатор 19 (см. рис. 3.3) неисправности двигателя начинает мигать), с целью исключения выхода из строя нейтрализатора отработавших газов, необходимо снизить частоту вращения коленчатого вала

двигателя до 2500 об/мин (скорость автомобиля не выше 50 км/ ч) и двигаться на станцию технического обслуживания.

ВНИМАНИЕ! Сигнализатор загорается постоянно при превышении допустимой температуры нейтрализатора. При этом возможно отключение одной из форсунок двигателя.

Эксплуатация автомобиля допускается только после устранения неисправности.

Работа диагностической лампы (Экологический класс 2)

В рабочем режиме при включенном зажигании и неработающем двигателе лампа вспыхивает на время 0,6 -1 с и гаснет, если подсистема самодиагностики не определила неисправностей в электрических цепях системы управления. Если диагностическая лампа не гаснет после включения зажигания или горит при работающем двигателе, это означает, что необходимо провести техническое обслуживание системы и двигателя в возможно короткий срок.

Работа диагностической лампы (Экологический класс 3)

В рабочем режиме при включенном зажигании и неработающем двигателе лампа загорается и гаснет после пуска двигателя. Если диагностическая лампа горит при работающем двигателе, это означает, что необходимо провести техническое обслуживание системы и двигателя в возможно короткий срок.

При наличии пропусков зажигания диагностическая лампа начинает мигать при работающем двигателе, и загорается постоянно при превышении допустимой температуры нейтрализатора.

Очистка кодов неисправностей. (Экологический класс 2)

Память, хранящую коды неисправностей, можно очистить, отключив "массу" аккумуляторной батареи на время более 2 минут. При этом необходимо следить за тем, чтобы зажигание было выключенным во избежание повреждения электронного блока и помнить о том, что при отсоединении аккумуляторной батареи будут потеряны и

другие данные адаптивного управления, настройка часов, приемника и т.д.

В случае отключения аккумуляторной батареи теряются параметры самообучения блока управления. После подключения аккумуляторной батареи для самообучения системы управления необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры и обеспечить движение автомобиля на частичных нагрузках с умеренным ускорением, а также работу на холостом ходу до восстановления нормальных рабочих показателей.

Очистка кодов неисправностей. (Экологический класс 3)

Память, хранящую коды неисправностей, можно очистить только при помощи сканер-тестера.

В случае отключения аккумуляторной батареи параметры самообучения блока управления не теряются и могут быть сброшены при помощи сканер-тестера.

ДВИГАТЕЛЬ F1A (IVECO) (рис. 9.14, 9.15, 9.16)

Подвеска двигателя

При эксплуатации проверяйте затяжку резьбовых соединений передней и задней подвесок двигателя, а также состояние опор. Расслоение и разрыв подушек опор двигателя не допускается.

Газораспределительный механизм

Привод распределительных валов осуществляется зубчатым ремнем. Натяжение ремня автоматическое. Через 250000 км пробега замените ремень и его натяжитель.

Система смазки двигателя

Работа двигателя при неисправностях в системе смазки должна быть немедленно прекращена.

Для охлаждения масла в системе смазки предусмотрен жидкостно-масляный теплообменник.

Уровень масла проверяйте на холодном неработающем двигатела.

13

15

16

17

14


Рис. 9.14. Двигатель (ни i слева): 1 -кронштейн подвески двигателя; 2 -патрубок шланга подачи охлаждающей жидкости из радиатора; 3 -фильтр масляный; 4 -жидкостно-масляный теплообменник; 5 -топливный насос высокого давления; 6 -корпус термостата; 7 -патрубок шланга подачи охлаждающей жидкости в радиатор; 8 -указатель уровня масла; 9 -крышка маслоналивной горловины; 10 -патрубок шланга расширительного бачка; 11 -патрубок сливного шланга отопителя салона; 12 -рампа топливная; 13 -коллектор впускной; 14 -охладитель системы рециркуляции отработавших газов; 15 -трубка слива топлива; 16 -трубка подачи топлива; 17 -пробка слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров; 18-картер масляный; 19 -пробка сливного отверстия масляного картера

Уровень масла должен находиться между метками "min" и "max" указателя 8 (рис. 9.14) уровня масла. Масло доливайте через маслоналивную горловину, закрываемую крышкой 9.

Уровень масла не должен превышать метки “max” указателя, в противном случае масло через систему вентиляции будет попадать в камеру сгорания. Уровень масла ниже метки “min” приведет к выходу из строя двигателя.

Применяйте только рекомендованные масла.

Запрещается смешивание моторных масел различных торговых марок и различных фирм.

Рис. 9.15. Двигатель (вид справа):

1 -турбокомпрессор; 2 -клапан системы рециркуляции отработавших газов; 3 -маслоотделитель картерных газов; 4 -корпус распределительных валов; 5 -головка блока цилиндров; 6 -патрубок нагнетательного шланга отопителя салона; 7 -крышка маслоналивной горловины; 8 -коллектор выпускной; 9 -трубка вакуумного насоса; 10 -компрессор кондиционера;

11 -генератор; 12 -блок цилиндров; 13 -картер масляный

При переходе на масло другой торговой марки или другой фирмы предварительно промойте систему смазки двигателя промывочными или заменяющими маслами.

Масло заменяйте через 20000 км пробега или один раз в год, в зависимости от того, что раньше наступит.

При замене масла меняйте масляный фильтр. Отработавшее масло сливайте из картера двигателя сразу же после поездки, пока оно горячее. В этом случае масло сливается быстро и полностью.

Масляный фильтр 3 (см. рис. 9.14) снимайте, отворачивая его против часовой стрелки. При установке нового фильтра убедитесь в исправности резинового уплотнительного кольца и смажьте его моторным маслом, заверните фильтр до касания уплотнительным кольцом плоскости на блоке цилиндров, а затем доверните фильтр на 3/4 оборота. Убедитесь в отсутствии подтекания масла.

Рис. 9.16. Двигатель (вид спереди):

1 -натяжитель ремня привода агрегатов; 2 -насос гидроусилителя рулевого управления; 3 -ролик; 4 -генератор; 5 -муфта электромагнитная вентилятора; 6 -копрессор кондиционера; 7 -крышка маслоналивной горловины; 8 -указатель уровня масла; 9 -кратка привода

газораспределительного механизма и топливного насоса высокого давления; 10 -шкив коленчатого вала; 11 -картер масляный

Система вентиляции картера двигателя

При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной горловине. Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами и загрязнение окружающей среды.

Система охлаждения двигателя

ВНИМАНИЕ! Охлаждающая жидкость ядовита. Храните жидкость в плотно закрытой таре. При работе с охлаждающей жидкостью соблюдайте следующие правила:

Соблюдайте осторожность, открывая пробку расширительного бачка системы охлаждения двигателя, во избежание ожога паром.

В качестве охлаждающей жидкости применяется низкозамерзающая жидкость ТОСОЛ-А40М или ОЖ-40 "Лена".

При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 °С нужно применять низкозамерзающую жидкость ТОСОЛ-А65М или ОЖ-65 "Лена".

Рабочая температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80° - 105°С.

В случае загорания сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости надо немедленно установить и устранить причину перегрева.

Периодически проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости должен быть на 3-4 см выше метки "мин". Так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры, то проверку уровня производите при температуре в системе плюс 15-20 °С.

В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке произошло за короткий промежуток времени или после небольших пробегов (до 500 км), проверьте герметичность системы охлаждения и, устранив негерметичность, долейте в расширительный бачок охлаждающую жидкость.

Через каждые два года промойте систему охлаждения и охлаждающую жидкость замените новой.

Для слива жидкости из системы охлаждения двигателя откройте пробки радиатора и расширительного бачка, выверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров (см. рис. 9.14, поз. 17). При сливе необходимо рукоятку и рычаг управления кранами отопителя салона и дополнительного отопителя+ установить в положение "открыто".

Промывайте систему охлаждения следующим образом:

Из-за наличия воздуха в отопителях салона и соединительных шлангах всю норму заправки жидкости залить без пуска двигателя невозможно. Заправку системы производите в следующем порядке:

Натяжение ремня привода агрегатов осуществляется автоматическим натяжителем 1 (рис. 9.16). Заменяйте ремень через 120000 км пробега или раз в четыре года, в зависимости от того, что раньше наступит.

Привод копрессора кондиционера осуществляется специальным ремнем, не требующим регулировки натяжения в процессе эксплуатации.

Электровентиляторы установлены на радиаторе системы охлаждения спереди. Включение и выключение происходит автоматически.

Система выпуска газов

Пропуск выпускаемых газов в соединениях не допускается и должен устраняться при первом появлении. Прикипевшие гайки подтягивайте, предварительно смочив резьбовые соединения специальными жидкостями.

Система питания с непосредственным впрыском топлива

ВНИМАНИЕ! Применяйте только дизельное топливо соответствующее Евро III-IV по ГОСТ Р 52368 и ТУ 025101200044434-2002 (топливо дизельное Лукойл EN590). Применение различных добавок к топливу (в том числе бензин, керосин и т. п.) категорически запрещено. При несоблюдении вышеуказанных требований к топливу ОАО “УАЗ” не несет гарантийных обязательств при выходе из строя топливной аппаратуры.

Меры предосторожности

ВНИМАНИЕ! Не допускается ослаблять или подтягивать соединения топливопроводов при работающем двигателе или сразу после его остановки.

Система питания (рис. 9.17)

К топливному насосу топливо поступает из левого бака. По мере расхода топлива левый бак автоматически пополняется из правого.

Пробки горловин наливных труб топливных баков глухие и обеспечивают герметичное уплотнение.

В связи с указанными особенностями конструкции системы топливоподачи рекомендуется следующее:

Топливные баки 5, 25 (рис. 9.17). Обслуживание топливных баков заключается в периодической промывке фильтра приемной трубки указателей уровня топлива и самих баков.

Периодически сливайте отстой, отвернув пробку снизу бака.

Периодически проверяйте надежность крепления баков и при необходимости подтягивайте болты их крепления.

Для промывки топливные баки снимите с автомобиля.

Перед снятием баков с автомобиля выполните следующее:

Затем отверните болты стяжных хомутов, отогните хомуты вниз, чтобы они не препятствовали опусканию бака, и снимите бак.

Установку бака производите в обратном порядке.

Топливный электронасос 16 (рис. 9.17) проточного типа.

Периодически проверяйте и очищайте контакты подключения топливного насоса к бортовой сети.

Особое внимание обращайте на надежность подключения "массы".

-насос струйный; 13 -шланг слива топлива; 14 -трубка слива топлива; 15 -трубка от топливного насоса к фильтру грубой очистки топлива; 16 -насос топливный; 18 -труба наливная правого бака; 19 -шланг пароотводящий; 20 -трубка паровоздушная; 21 -трубка топливная; 22 -шланг от топливной трубки к струйному насосу; 23 -шланг топливоподающий;

25 -бак топливный левый; 26 -труба наливная левого бака

Не рекомендуется эксплуатация автомобиля при наличии топлива в левом топливном баке менее 5 литров.

При преодолении крутых подъемов минимальное количество топлива в левом баке должно быть не менее 20 литров.

Засорение фильтра приемной трубки, фильтров тонкой и грубой очистки топлива, наличие в топливном баке грязи и механических примесей проявляются прежде всего в ухудшении перекачиваемости топлива из правого бака в левый, неустойчивой работе двигателя на больших нагрузках и ухудшении динамики автомобиля. При этих признаках, во избежание выхода из строя топливного насоса, следует незамедлительно обратиться на СТО.

Струйный насос. Периодически проверяйте герметичность насоса и его соединений. При отсутствии перекачки топлива из правого бака в левый, разберите насос (выверните форсунку), промойте его и продуйте воздухом.

Струйный насос закреплен на топливных шлангах у левого лонжерона рамы.

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 9.18) установлен под капотом автомобиля на левом брызговике.


Рис. 9.18. Фильтр тонкой очистки топлива:

1 -датчик засоренности топливного фильтра; 2 -подогреватель топливного фильтра с датчиком температуры; 3 -фильтрующий элемент;

4 -датчик наличия воды; 5 -пробка для выпуска воздуха; 6 -штуцер подвода топлива; 7 -штуцер выхода топлива

Устройство подогрева топлива включается при включении зажигания, если температура топлива ниже 10°С.

Управление подогревом осуществляется автоматически с помощью датчика темпе-ратуры топлива.

Через каждые 10000 км пробега и в случае срабатывания сигнализатора 13 (см. рис. 3.4) удаляйте отстой из фильтрующего элемента. Для этого отверните на несколько оборотов датчик 4 (рис. 9.18), слейте отстой до появления струи чистого топлива и заверните датчик.

Через каждые 40000 км пробега или один раз в год, в зависимости от того, что раньше наступит, замените фильтрующий элемент 3 (рис. 9.18). Заменяйте фильтрующий элемент и в случае срабатывания сигнализатора 10 (см. рис. 3.4).

Перед заменой очистите наружную поверхность фильтра от грязи. При замене фильтрующего элемента не допускайте попадания грязи во внутреннюю полость фильтра.

Для замены используйте фильтрующий элемент 504018807 (2992300).

Замена фильтрующего элемента:

-заверните датчик 4.

Фильтр грубой очистки топлива установлен на левом ложероне рамы, доступ к фильтру снизу автомобиля.

Через каждые 10000 км пробега и в случае срабатывания сигнализатора 13 (см. рис. 3.4) удаляйте отстой из фильтрующего элемента. Для этого отверните на несколько оборотов датчик 2 (рис. 9.19), слейте отстой до появления струи чистого топлива и заверните датчик.

Через каждые 40000 км производите визуальный осмотр фильтра грубой очистки топлива.


Рис. 9.19. Фильтр грубой очистки топлива:

1 -фильтрующий элемент; 2 -датчик наличия воды; 3 -штуцер выхода топлива; 4 -пробка для выпуска воздуха; 5 -штуцер подвода топлива

Через каждые 120000 км пробега или один раз в четыре года, в зависимости от того, что раньше наступит, замените фильтрующий элемент 1 (рис. 9.19).

Перед заменой очистите наружную поверхность фильтра от грязи. При замене фильтрующего элемента не допускайте попадания грязи во внутреннюю полость фильтра.

Для замены используйте фильтрующий элемент 99452236 (1908547).

Замена фильтрующего элемента:

-заверните датчик 2.

Выпуск воздуха из системы подачи топлива.

Выпускать воздух из системы необходимо:

Для выпуска воздуха и заполнения системы топливом необходимо провести следующие работы:

Негерметичность в соединениях устраняется путем подтягивания соединений или заменой дефектных элементов.

После любых работ по обслуживанию системы топливо-подачи, связанных с подтягиванием соединений, снятием или заменой деталей и узлов необходимо провести проверку герметичности системы:

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо обращать внимание на:

Привод педали акселератора. На автомобиле установлен электронный модуль педали акселератора, не требующий регулировки.

Воздушный фильтр. Через 30000 км пробега и при снижении мощности двигателя заменяйте фильтрующий элемент.

Замену фильтрующего элемента производите как указано на стр. 102-103.

Система управления двигателем (рис. 9.20)

Для подключения средств автоматизированной внешней диагностики и программирования системы управления двигателем под капотом на надставке брызговика правого колеса установлен диагностический разъем (рис. 9.21). В зависимости от комплектации диагностический разъем может быть установлен в салоне автомобиля в передней части туннеля пола под центральной консолью.

Блок управления устанавлен под капотом автомобиля, на правой надставке бызговика.

Диагностика

Работоспособность системы управления двигателем зависит от исправности механических и гидромеханических систем. Ряд отклонений, вызывающих неисправности, ошибочно могут быть приняты за неисправности электронной части системы управления, это:

Рис. 9.20. Жгут проводов системы управления двигателем (жгут изображен условно):

1 - датчик скорости вращения распределительного вала; 2 -датчик температуры охлаждающей жидкости; 3 -регулятор давления топлива; 4 -датчик скорости вращения коленчатого вала; 5 -датчик давления



масла; 6 -свечи накаливания; 7 -датчик давления в топливной рампе; 8 -к жгуту проводов моторного отсека; 9 -клапан рециркуляции отработавших газов; 10 -кабель-канал; 11 -датчик массового расхода воздуха; 12 -блок управления двигателем; 13 -форсунки; 14 -блок управления свечами накаливания; 15 -предохранитель; 16 -к клемме “+” АКБ

Рис. 9.21. Диагностический разъем (XS1):

4, 5 -масса; 6, 14 -Can-линия; 7 -К-линия; 16 -+12В

-несоблюдение сроков проведения технического обслуживания.

Блок управления способен осуществлять в определенном объеме диагностику элементов системы управления двигателем.

При обнаружении неисправности блок управления включает сигнализаторы 19 и 21 (см. рис. 3.3) неисправностей на панели приборов автомобиля и в его память заносится код, отражающий данную неисправность.

ВНИМАНИЕ! При включении сигнализатора неисправности “EDC” в мигающем режиме работа двигателя не допустима, необходимо оперативно остановить автомобиль и заглушить двигатель. Эксплуатация автомобиля допускается только после устранения неисправности.

Включение сигнализаторов неисправности двигателя в режиме постоянного горения не означает, что двигатель должен быть немедленно остановлен, так как блок управления имеет резервные режимы, позволяющие двигателю работать. Тем не менее, при первой же возможности, следует обратиться на станцию технического обслуживания для проведения диагностических работ. Продолжительная эксплуатация с включенными сигнализаторами неисправности может привести к выходу из строя элементов системы управления двигателем.

ТРАНСМИССИЯ

Сцепление

ВНИМАНИЕ! Тормозная жидкость ядовита. Храните жидкость в плотно закрытой таре. При работе с жидкостью соблюдайте следующие правила:

Уровень жидкости должен быть на 15-20 мм ниже верхнего края бачка 2 (рис. 9.22).

Положение педали выключения сцепления регулируется изменением длины толкателя 5 главного цилиндра выключения сцепления. Полный ход педали сцепления должен быть (130+10) мм. Свободный ход (5-8 мм) обеспечивается конструкцией сцепления и не регулируется.

На наличие воздуха в системе гидропривода указывает "мягкость" педали и неполное выключение сцепления.


Рис. 9.22. Привод главного цилиндра выключения сцепления: 1 -крышка бачка; 2 -корпус бачка; 3 -корпус главного цилиндра; 4 -колпак защитный; 5 -толкатель; 6 -гайка; 7 -муфта толкателя; 8 -педаль выключения сцепления; 9 -выключатель педали сцепления

Прокачку системы производите через клапан 2 (рис. 9.23) рабочего цилиндра аналогично прокачиванию гидропривода тормозов.

Коробка передач

Периодически проверяйте резьбовые соединения (см. приложение 2).

При обнаружении течи - выясните причину и неисправные детали (прокладки, манжеты) замените.

Для проверки уровня масла выверните пробку 5 (см. рис. 9.23). Уровень масла должен быть у нижнего края заливного отверстия.

При замене масла сливайте его сразу после остановки автомобиля, когда агрегат прогрет, при этом выкручивайте и пробку 5. При установке на место пробки 6 замените прокладку.

Внимание! В коробке передач и раздаточной коробке применяются разные масла.

Рис. 9.23. Рабочий цилиндр выключения сцепления, коробка передач и раздаточная коробка:

1 -цилиндр выключения сцепления; 2 -клапан перепускной; 3 -коробка передач; 4 -раздаточная коробка; 5 -пробка заливного отверстия картера коробки передач; 6 -пробка сливного отверстия картера коробки передач;

7 -пробка сливного отверстия картера раздаточной коробки; 8 -пробка заливного отверстия картера раздаточной коробки

Раздаточная коробка

Периодически проверяйте резьбовые соединения (см. приложение 2).

При обнаружении течи - выясните причину и неисправные детали (прокладки, манжеты) замените.

Для проверки уровня масла выверните пробку 8 (см. рис. 9.23). Уровень масла должен быть у нижнего края заливного отверстия.

При замене масла сливайте его сразу после остановки автомобиля, когда агрегат прогрет, при этом выкручивайте и пробку 8.

Карданная передача

Периодически проверяйте резьбовые соединения (см. приложение 2).

Шлицевое соединение смазывается через пресс-масленку 1 (рис. 9.24), ввернутую в скользящую вилку, а игольчатые подшипники смазываются через пресс-масленки 2 на крестовинах.

Смазку в игольчатые подшипники подавайте до тех пор, пока она не появится из-под рабочих кромок сальников крестовины.

Применение солидола и смесей, его содержащих, при смазке игольчатых подшипников может привести к быстрому их выходу из строя.

Вводить в шлицы излишнюю смазку не следует, так как она будет выбрасываться из шлицевого соединения, что приведет к преждевременному выходу из строя сальников и может выбить заглушку скользящей вилки.

Для смазки шарниров нужно пользоваться специальным наконечником, надеваемым на шприц.

Рис. 9.24. Задний карданный вал:

1 -пресс-масленка для смазки шлицевого соединения; 2 -пресс-масленка для смазки игольчатых подшипников шарнира

Ведущие мосты

Следите, чтобы уровень масла в картере был у нижней кромки заливного отверстия.

Масло сливайте через отверстие 2 (рис. 9.25), расположенное в нижней части картера, при этом вывинчивайте и пробку 1 заливного отверстия.

Осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни главной передачи более 0,05 мм не допускается, т. к. при его наличии происходит быстрый износ зубьев шестерен и возможно заклинивание моста. Проверку наличия осевого зазора в подшипниках производите покачиванием ведущей шестерни за фланец крепления карданного вала.

Осевой зазор в подшипниках дифференциала главной передачи также не допускается. Проверку его производите покачиванием ведомой шестерни при снятой крышке картера.

В случае обнаружения зазоров мост подлежит регулировке. Регулировка моста трудоемкая операция, требующая определенного навыка и применения специального инструмента, поэтому рекомендуем производить регулировку только на СТО.

Передние колеса автомобиля постоянно включены. Включение и выключение переднего моста и понижающей передачи производится рычагом раздаточной коробки.

На часть автомобилей возможна установка муфт отключения колес. В этом случае при эксплуатации автомобиля по дорогам с твердым покрытием вместе с отключением переднего моста целесообразно отключать и ступицы передних колес.

Рис. 9.25. Передний мост:

1 -пробка заливного отверстия; 2 -пробка сливного отверстия; 3 -предохранительный клапан; 4 -гайка нижнего шкворня; 5 -ведущий фланец или диск муфты отключения колес

Для включения колеса поверните диск 5 (рис. 9.25) муфты по часовой стрелке до совпадения метки на диске с цифрами 4x4 на крышке муфты. При отключении колеса диск вращайте в обратном направлении до совпадения метки на диске с цифрами 4x2 на крышке муфты.

Не включайте передний мост при отключенных передних колесах.

При осмотре поворотных кулаков обращайте внимание на исправность регулировочных болтов 1 (рис. 9.26) и упоров-ограничителей 3 поворота колес. Величина угла Б поворота правого колеса вправо, а левого - влево должна быть в пределах 31-32°. Увеличенный угол поворота колес приводит к контакту колеса с деталями подвески.

В процессе эксплуатации добавление смазки в сферические шкворни и в шаровые опоры не требуется. При ремонте смазка в узлах заменяется.

Регулировка затяжки шкворней поворотного кулака на заводе производится с предварительным натягом вдоль общей оси шкворней.

Во время эксплуатации автомобиля обращайте особое внимание на состояние затяжки шкворней поворотных кулаков. При износе трущихся сферических поверхностей вкладышей или шкворней предварительный натяг исчезает и образуется зазор вдоль общей оси шкворней. Этот зазор устраняйте подтяжкой зажимной втулки.

Эксплуатация переднего ведущего моста с зазорами в шкворневых узлах приводит к преждевременному выходу из строя вкладыша верхнего шкворня.

В условиях эксплуатации удобнее всего подтягивать зажимную втулку нижнего шкворня:

Рис. 9.26. Регулировка угла поворота колес:

1 -болт ограничения поворота;

2 -контргайка; 3 -упор-ограничитель поворота

-отверните гайку;

-затяните гайку (см. приложение 2). Внимание! Превышение момента затяжки приведет к снижению предварительного натяга и выходу из строя шкворневого узла.

Крутящий момент поворота шаровой опоры (или корпуса поворотного кулака, если шаровые опоры не отсоединялись от кожуха полуоси) при снятых уплотнительных кольцах и шарнире поворотного кулака в любую сторону относительно общей оси шкворней должен быть в пределах 10-25 Н^м (1,02,5 кгс^м).

Если контрольный параметр не будет достигнут, то повторно проведите дотяжку зажимной втулки поворотом ключа еще на 10-20° и затяните гайку с указанным крутящим моментом.

При невозможности устранения зазоров подтягиванием резьбовой втулки, необходима замена вкладышей шкворневых узлов. Для этого следует обратиться на СТО УАЗ.

Эксплуатация переднего ведущего моста с зазорами в шкворневых узлах приводит к преждевременному выходу из строя вкладыша верхнего шкворня.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска

ВНИМАНИЕ! Во избежание травм категорически запрещается разборка амортизатора.

Запрещается эксплуатация автомобиля с вышедшими из строя амортизаторами или без них, а также с изношенными шарнирами подвески.

Передние и задние амортизаторы невзаимозаменяемы.

Гидропневматические амортизаторы обслуживанию и ремонту не подлежат. При замене амотртизаторов рекомендуем заменять их комплектно по осям.

Стуки, скрипы и расслоение резины в шарнирах подвески указывают на износ, требующий их замены. В процессе

эксплуатации не допускаются деформации поперечной тяги подвески и рулевой тяги. При замене шарниров окончательную затяжку (см. приложение 2) гаек производите на автомобиле, стоящем на колесах.

При установке рессоры окончательную затяжку (см. приложение 2) гаек стремянок производите при рессорах, нагруженных весом автомобиля.

Колеса и шины

ВНИМАНИЕ! Изношенные и поврежденные шины, недостаточное или избыточное давление воздуха в них, деформированные колеса или ослабление крепления колес могут стать причиной аварии. Регулярно проверяйте состояние шин и давление воздуха в них, состояние колес и их крепление.

Так как шины различных моделей (рисунков протектора) могут иметь разные размеры и характеристики жесткости, применяйте одинаковые шины на всех колесах.

Для более равномерной затяжки завертывайте гайки, соблюдая последовательность, - через одну гайку. Окончательную затяжку гаек производите на автомобиле, стоящем на колесах (см. приложение 2).

Проверку давления производите на холодных шинах.

Если обнаружен интенсивный неравномерный износ передних шин, проверьте и отрегулируйте схождение передних колес и зазоры в шкворневых узлах.

Проверку и регулировку схождения колес необходимо производить на специальном стенде. Регулировку схождения колес производите при нормальном давлении в шинах. Регулируйте схождение колес изменением длины тяги рулевой трапеции путем вращения штуцера 2 (рис. 9.27) после предварительного ослабления контргаек 1 и 3, имеющих левую и правую резьбу. После регулировки контргайки затяните (см. приложение 2).


Рис. 9.27. Тяга рулевой трапеции:

1 -гайка с левой резьбой; 2 -регулировочный штуцер; 3 -гайка с правой резьбой; 4 -шарнир

Через каждые 10000 км пробега для равномерного износа шин производите перестановку колес. Перестановка шин должна быть побортовой - переднее и заднее колеса по одному борту меняются местами. Запасное колесо в схеме перестановки не участвует. При перестановке колес производите их балансировку.

Запасное колесо УАЗ-3163 крепится на кронштейне двери задка тремя гайками и закрывается мягким чехлом или пластиковым контейнером. Снятие запасного колеса производите в следующем порядке:

Установку запасного колеса производите в обратном порядке. При необходимости замените фиксаторы и держатели крышки 4 (см. рис. 3.20).

Запасное колесо на УАЗ-23602(01,02) расположено в задней части рамы и должно быть надежно закреплено на держателе сектором или кронштейном .

Для исключения прижогов шины от выхлопной трубы, колесо перед закреплением необходимо отодвинуть от выхлопной трубы до появления зазора не менее 40 мм.

Ступицы колес

Наличие зазора в подшипниках проверяйте покачиванием колес.

Для замены смазки ступицу снимите с цапфы, удалите отработавшую смазку, тщательно промойте подшипники и манжету. Смажьте подшипники и рабочую кромку манжеты. Обязательно заполните смазкой пространство между роликами подшипников. Между подшипниками заложите слой смазки толщиной 10-15 мм. Не закладывайте в ступицу смазки больше нормы во избежание попадания в колесные тормозные механизмы.

Регулировку подшипников выполняйте тщательно. При слабой затяжке подшипников в них во время движения возникают удары, разрушающие подшипники. При слишком тугой затяжке происходит сильный нагрев подшипников, вследствие чего смазка вытекает и подшипники выходят из строя. Кроме того, большие зазоры в ступицах передних колес увеличивают ход тормозной педали.

Регулировку подшипников ступиц колес выполняйте в следующей последовательности:

Наличие зазора в подшипниках проверяйте покачиванием колес.

Для замены смазки ступицу снимите с цапфы, удалите отработавшую смазку, тщательно промойте подшипники и манжету. Смажьте подшипники и рабочую кромку манжеты. Обязательно заполните смазкой пространство между роликами подшипников. Между подшипниками заложите слой смазки толщиной 10-15 мм. Не закладывайте в ступицу смазки больше нормы во избежание попадания в колесные тормозные механизмы.

Регулировку подшипников ступиц колес выполняйте в следующей последовательности:

моста.

Рис. 9.28. Ступица заднего

колеса:

15 -тормозной барабан; 16 -импульсный диск; 17 -датчик АБС; 18 -упорная шайба; 19 -манжета


вращаться свободно без задевания тормозных колодок за диск или барабан).

При затягивании гайки нажимайте на вороток ключа плавно, без рывков и проворачивайте колесо для правильного размещения роликов на беговых дорожках колец подшипников.

Если на усах замочной шайбы есть хотя бы незначительные трещины, шайбу замените.

Окончательно правильность регулировки подшипников проверяйте наблюдением за нагревом ступиц колес после движения автомобиля. Если ступица нагревается сильно (рука нагрев не терпит), отпустите гайку на 1/6 оборота (1 грань), соблюдая последовательность и правила, изложенные выше.

Проверяя регулировку подшипников на нагрев, не пользуйтесь рабочими тормозами, так как в этом случае ступицы могут нагреваться от дисков и тормозных барабанов.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рулевое управление

ВНИМАНИЕ! При неработающем гидроусилителе возрастает усилие, необходимое для поворота рулевого колеса.

Запрещается выключать зажигание и вынимать ключ из выключателя зажигания при движении автомобиля. При вынутом ключе зажигания вал рулевого управления блокируется противоугонным устройством и автомобиль становится неуправляемым.

Если не действует рулевое управление дальнейшее движение автомобиля или его буксировка на гибкой сцепке запрещены. В этом случае буксируйте автомобиль способом частичной погрузки или воспользуйтесь услугами эвакуатора.

При выходе из строя гидроусилителя вследствие повреждения насоса, разрушения шланга или ремня привода насоса или при буксировке автомобиля из-за остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно. При отсутствии масла в системе гидроусилителя необходимо снять ремень привода насоса, в противном случае возможно заклинивание насоса и обрыв ремня. При снятом ремне привода насоса необходимо особенно внимательно контролировать температуру охлаждающей жидкости, так как возможен перегрев двигателя.

Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем приводит к преждевременному изнашиванию механизма рулевого управления.

Смазывание шарниров рулевых тяг производите с помощью рычажно-плунжерного шприца через пресс-масленки. Смазку подавайте до ее выхода через верхние уплотнительные шайбы.

Свободный ход рулевого колеса проверяют при работе двигателя на режиме холостого хода и установленных в положение движения по прямой передних колесах, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота передних колес. Свободный ход не должен превышать 10°.

При наличии свободного хода более допустимого необходимо определить, за счет какого узла получается

увеличенный свободный ход, для чего проверить: надежность затяжки (см. приложение 2) болтов крепления картера рулевого механизма, состояние шарниров рулевых тяг, затяжку клина крепления карданного вала, зазоры в шарнирах и шлицевых соединениях карданного вала рулевой колонки, а также наличие зазоров в рулевом механизме.

При обнаружении зазора в шарнире рулевой тяги завернуть до упора заглушку 1 (рис. 9.29), а затем отвернуть ее на 1/2 оборота и в этом положении снова закернить.

При обнаружении радиального зазора в шарнире вала рулевого управления (осевое перемещение крестовины в подшипниках) произвести дополнительную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскерновку производить таким образом, чтобы не допустить смятие стакана подшипника.

При наличии зазоров в шлицевых соединениях карданного вала рулевой колонки замените вал.

При обнаружении зазоров в рулевом механизме произвести регулировку механизма. Регулировку производите на СТО УАЗ.

Натяжение ремня привода насоса гидроусилителя см. подраздел "Система охлаждения двигателя".

Заменяйте ремень в случае обнаружения его повреждения или при чрезмерном его растяжении.

Проверка уровня и смена масла гидроусилителя. При проверке уровня масла в масляном баке 1 (рис. 9.30) передние колеса должны быть установлены прямо. Масло доливайте до уровня сетки заливного фильтра масляного бака или выше ее не более чем на 5 мм. Масло должно быть предварительно отфильтровано через фильтр с тонкостью фильтрации не более 40 мкм.

Заправку системы производите в следующем порядке:

8

10

5

12 13 14

7

6

11


Рис. 9.29. Шарнир рулевых тяг:

1 -заглушка; 2 -пружина; 3 -пята; 4 -шайба сферическая нижняя; 5 -шайба сферическая


верхняя; 6 -кольцо защитное; 7 -пружинный колпачок; 8 -шплинт; 9,13 -гайка; 10 -палец шаровый; 11 -сухарь; 12 -наконечник; 14 -тяга


Рис. 9.30. Подкапотное пространство (фрагмент):

1 -масляный бак системы гидроусилителя рулевого управления; 2 -аккумуляторная батарея; 3 -бачок главного тормозного цилиндра

Примечание. В случае обильного вспенивания масла в баке, что свидетельствует о попадании воздуха в систему, двигатель заглушите и дайте маслу отстояться не менее 20 мин (до выхода пузырьков воздуха из масла). Осмотрите места присоединения шлангов к агрегатам системы гидроусилителя и при необходимости устраните негерметичность.

Тормозные системы

ВНИМАНИЕ! Помните, что при неработающем двигателе или вышедшим из строя вакуумном усилителе значительно

возрастает усилие, которое необходимо приложить к педали тормоза для торможения автомобиля.

ВНИМАНИЕ! В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы увеличивается ход педали тормоза и снижается эффективность торможения. В этом случае не производите кратковременные многократные нажатия на педаль, а нажимайте на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.

Если не действует тормозная система дальнейшее движение автомобиля или его буксировка на гибкой сцепке запрещены. В этом случае буксируйте автомобиль способом частичной погрузки или воспользуйтесь услугами эвакуатора.

ВНИМАНИЕ! Тормозная жидкость ядовита. Храните жидкость в плотно закрытой таре. При работе с жидкостью соблюдайте следующие правила:

Уровень тормозной жидкости в бачке 3 (см. рис. 9.30) проверяется визуально по меткам, нанесенным на корпусе бачка, выполненного из полупрозрачной пластмассы. При снятой крышке и новых накладках тормозных механизмов уровень жидкости должен быть на метке "MAX". Если гидропривод тормозов исправен, понижение уровня жидкости в бачке связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Понижение уровня жидкости до метки "MIN" косвенно свидетельствует об их предельном износе. В этом случае необходимо вести непосредственный контроль за состоянием накладок, а доливать жидкость в бачок нет необходимости, т.к. при установке новых колодок уровень жидкости в бачке поднимается до нормального.

Сигнальная лампа аварийного уровня жидкости в бачке загорается, когда уровень жидкости опустится ниже метки "MIN", что при частично изношенных или новых накладках колодок тормозных механизмов говорит о потере гер-

метичности системы и об утечке жидкости. Доливку жидкости в этом случае производите только после восстановления герметичности системы.

Одновременно с проверкой уровня жидкости в бачке проверяйте исправность работы датчика аварийного уровня, для чего выверните крышку бачка (при включенном зажигании на щитке приборов должна загореться сигнальная лампа).

Проверяйте состояние тормозных шлангов. При появлении трещин на наружной поверхности шланги необходимо заменить.

Антиблокировочная система тормозов. В зависимости от комплектации автомобили оснащаются антиблокировочной системой тормозов (АБС). АБС предотвращает блокировку колес при торможении, обеспечивая тем самым сохранение заданной траектории движения и минимальный тормозной путь. Однако при торможении на дороге с рыхлым покрытием (гравий, песок, неукатанный снег) может произойти некоторое увеличение тормозного пути по сравнению с торможением в тех же условиях с заблокированными колесами.

Торможение с участием АБС начинается со скорости около 5 км/ч и сопровождается незначительной пульсацией тормозной педали и характерным шумом исполнительных механизмов АБС.

Загорание сигнализатора 5 (см. рис. 3.4) неисправности АБС (за исключением режима самотестирования при включении зажигания) свидетельствует о неисправности в системе. И, хотя в этом случае работа гидравлического привода тормозов не нарушается, неисправность необходимо устранить на СТО УАЗ.

Загорание красного сигнализатора 2 неисправности тормозной системы (за исключением режима самотестирования при включении зажигания) свидетельствует о наличии критической неисправности (неисправность встроенной системы распределения тормозного усилия (EBD), нарушение герметичности и т.п.). Эксплуатация автомобиля с горящим сигнализатором неисправности тормозной системы не допускается.

Дисковые тормозные механизмы передних колес. Для осмотра тормозных колодок 2 (рис. 9.31) установите автомобиль

на горизонтальной площадке, затормозите стояночным тормозом и снимите колесо. Осмотр колодок проводите через окно в суппорте 4. Если фрикционные накладки износились до толщины 1,5-2,0 мм, то замените колодки новыми. Замену производите на обоих передних колесах.

Для замены тормозных колодок отверните болты 16, снимите держатель 18 и пружину 1.

Проверьте состояние тормозного диска. Если на поверхности тормозного диска имеются глубокие риски и задиры, то его необходимо снять с автомобиля, очистить и отшлифовать. При износе диска до толщины 20,4 мм замените его новым.

Убедитесь в отсутствии течи из блока цилиндров.

Проверьте защитные колпачки 5 и чехлы 8, которые должны быть без повреждений и правильно установлены в гнездах, и при необходимости замените их.

Проверьте наличие смазки на наружной поверхности втулок 10 в зоне чехлов 8 и при необходимости смажьте

Рис. 9.31. Передние дисковые тормоза:

1 -пружина; 2 -колодки; 3 -скоба; 4 -суппорт; 5 -защитный колпачок;

6 -стопорное кольцо; 7 -уплотнительное кольцо; 8 -защитный чехол;

9 -поршень; 10 -втулка; 11 -болт; 12 -винт; 13 -заглушка; 14 -перепускной клапан; 15 -колпачок; 16 -болты крепления держателя пружины; 17 -блок цилиндров; 18 -держатель пружины

смазкой УНИОЛ 2М/1 ТУ 38.5901243-92.

Переместите скобу 3 до упора поршнями 9 во внутреннюю поверхность блока цилиндров 17. Для облегчения вытеснения жидкости из блока цилиндров 17 допускается открытие перепускного клапана 14. Закройте клапан 14, как только поршни 9 полностью утопятся в блок цилиндров. Перед перемещением скобы 3 снимите крышку бачка главного цилиндра и не допускайте переливания из него жидкости при перемещении скобы.

Запрещается для утапливания поршней использовать монтажную лопатку, так как это приведет к деформации направляющих втулок 10 и выходу из строя скобы 3.

Замените изношенные тормозные колодки на новые. Замену колодок производите комплектно с обеих сторон передней оси. Для подведения колодок к диску нажмите 23 раза на педаль тормоза.

Установите пружину 1, держатель пружины 18 и заверните болты 16.

При дальнейшей эксплуатации необходимый зазор между колодками и тормозным диском поддерживается автоматически.

Барабанные тормозные механизмы задних колес (рис. 9.32). Периодически снимайте тормозные барабаны и очищайте детали тормозов от пыли и грязи. Периодичность этой операции зависит от условий эксплуатации автомобиля. В летнее время и при езде по грязным дорогам чистка должна проводиться чаще, зимой - реже.

После снятия барабана убедитесь в отсутствии течи из колесных цилиндров, а также в надежности крепления колесных цилиндров к щитам. Обращайте внимание на состояние защитных колпаков 7 колесных цилиндров и их установку, степень износа фрикционных накладок, а также состояние тормозного барабана.

Защитные колпаки должны быть плотно установлены в гнездах поршня и цилиндра и не должны иметь повреждений.

Если на рабочей поверхности барабана имеются глубокие риски, задиры или неравномерный износ, то произведите расточку барабана, базируясь на наружных обоймах подшипников ступицы. Максимально допустимый диаметр расточенного барабана рабочего тормоза - 281 мм.

1*4

Рис. 9.32. Тормоз заднего колеса:

а -метки на опорных пальцах; 1 -опорные пальцы; 2 -щит; 3 -отверстия для визуального контроля состояния тормозных накладок; 4 -колесный тормозной цилиндр; 5 -перепускной клапан; 6,12 -тормозные колодки;

7 -защитный колпак; 8 -поршень; 9 -уплотнительные кольца; 10 -упорное кольцо; 11 -стяжная пружина

Переставлять тормозные барабаны с одной ступицы на другую не рекомендуется, так как это приводит к увеличению биения рабочих поверхностей барабана.

Зазор между колодками и барабаном по мере износа накладок восстанавливается автоматически.

В случае большого износа накладок (заклепки утопают менее 0,5 мм) их необходимо заменить.

При замене изношенных колодок или накладок поршень вместе с упорным кольцом необходимо сдвинуть вглубь цилиндра для свободного надевания барабана на колодки. После сборки необходимо нажать 2-3 раза на педаль тормоза для установки поршней в рабочее положение.

Не нажимайте на педаль тормоза при снятом тормозном барабане или снятых колодках переднего тормозного механизма, так как под давлением жидкости поршни будут выжаты из колесных цилиндров и жидкость вытечет наружу.

Для облегчения последующего снятия при каждом снятии барабана зачищайте буртик на краю поверхности трения, образующийся от износа барабана.

При снятых ступицах подтягивайте болты крепления тормозных щитов.

Регулятор давления. На автомобилях, не оснащенных антиблокировочной системой тормозов, устанавливается механический регулятор давления (рис. 9.33), который обеспечивает оптимальное распределение тормозных сил по осям автомобиля и не дапускает блокировку задних колес раньше передних. При обслуживании проверяйте работоспособность регулятора давления. Очищайте регулятор от грязи и проверяйте надежность его крепления. Внешним осмотром убедитесь, что регулятор и детали его привода не имеют повреждений, отсутствуют подтекания тормозной жидкости и люфты в соединении стойки с упругим рычагом и кронштейном на заднем мосту.

При нажатии на педаль тормоза поршень17 регулятора давления должен выдвинуться из корпуса на 1,7 - 2,3 мм. Отсутствие хода поршня, а также его недостаточный или чрезмерный ход свидетельствует о неисправности регулятора или его привода.

Обращайте внимание при осмотрах гидропривода на состояние защитного чехла 1 и на расположение контрольной

Рис. 9.33. Регулятор давления:

1 -защитный чехол; 2 -стопорное кольцо; 3 -втулка; 4 -уплотнительное кольцо поршня; 5, 7 -опорная шайба пружины поршня; 6 -пружина поршня; 8 -уплотнитель; 9 -втулка корпуса; 10 -манжета; 11 -пробка; 12 -прокладка пробки; 13 -перепускной клапан; 14 -колпачок; 15 -заглушка; 16 -корпус; 17 -поршень

заглушки 15 и отсутствие подтекания из-под нее тормозной жидкости. В нормальном состоянии заглушка должна быть утоплена в отверстие корпуса регулятора до упора. При выступании заглушки из отверстия и подтекании тормозной жидкости регулятор подлежит замене.

Защитный чехол должен быть плотно установлен в гнездах поршня и корпуса и не должен иметь повреждений.

В процессе эксплуатации и при замене задних рессор необходимо регулировать усилие упругого рычага 4 (рис. 9.34) на поршень регулятора. Регулировку производите в следующей последовательности:

Рис. 9.34. Привод регулятора давления:

1 -регулятор давления; 2 -рычаг привода; 3 -регулировочный болт; 4 -упругий рычаг; 5 -стойка рычага

лировке привода должно быть некоторое опережение блокировки передних колес относительно задних. В случае опережающей блокировки задних колес дополнительно отверните болт 3 на 1-2 грани головки болта и повторите проверку при движении автомобиля.

Для безотказной работы тормозов регулярно заменяйте жидкость. Замену жидкости производите путем слива старой жидкости через перепускные клапаны колесных цилиндров и регулятора давления и замещения ее свежей.

Заполнение тормозной системы производите в следующей последовательности:

Прокачку осуществляйте в следующей последовательности:

Другой конец этого шланга опустите в прозрачный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину тормозной жидкостью.

заверните клапан. Повторяйте эту операцию до прекра-щения выделения пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с тормозной жидкостью.

Заверните крышку бачка. Затяжку крышки производите с усилием, исключающим ее поломку.

В процессе прокачки своевременно доливайте жидкость в бачок главного цилиндра, не допуская снижения уровня жидкости в бачке более чем на 2/3 его объема. Конец шланга держите погруженным в жидкость.

Проверьте работу тормозной системы на ходу автомобиля. При правильной регулировке рабочих тормозов, их привода и правильно выполненной прокачке тормозной системы полное торможение должно происходить в пределах 1/2 - 2/3 хода педали.

Не рекомендуется доливать в бачок главного цилиндра тормозную жидкость, собираемую в сосуд при прокачке.

Свободный ход педали тормоза при необходимости регулируйте вращением регулировочного винта 6 (рис. 9.35). Свободный ход педали должен быть 5-8 мм. После регулировки затяните гайку винта с моментом 14 - 18 Н^м (1,4 - 1,8 кгс*м).

Выключатели 4 регулируйте при помощи гаек 7, обеспечивая зазор 0,5 мм, указанный на рисунке. После регулировки затяните гайки с моментом 4 - 6 Н^м (0,4 - 0,6 кгс*м).

Стояночная тормозная система

ВНИМАНИЕ! После остановки автомобиля необходимо затормозить его стояночным тормозом.

При постановке автомобиля в холодное время года на длительную стоянку после движения по мокрым дорогам не используйте стояночный тормоз во избежание примерзания колодок к барабану. В этом случае включите первую или заднюю передачу (при любом, кроме нейтрального, положении рычага раздаточной коробки), при необходимости, например на уклоне, подложите под колеса клинья.

Рис. 9.35. Привод главного тормозного цилиндра:

1 -картер главного тормозного цилиндра; 2 -бачок; 3 -вакуумный усилитель; 4 -выключатели сигнала торможения; 5 -педаль тормоза; 6 -гайки; 7 -буфер

Колодки тормоза очищайте от пыли и грязи, а в случае "засмоления" поверхностей накладок зачищайте их наждачной бумагой. Замасленные накладки замените или опустите на 20-30 мин в чистый бензин и тщательно зачистите наждачной бумагой или металлической щеткой.

В случае большого износа накладок (заклепки утопают менее 0,5 мм) их необходимо заменить. На новых колодках накладки прошлифуйте так, чтобы их диаметр был на 0,20,4 мм меньше диаметра тормозного барабана.

Несмотря на герметизацию разжимного и регулировочного механизмов, в них постепенно накапливается грязь, поэтому механизмы (особенно разжимной) периодически разбирайте, очищайте от грязи и закладывайте свежую смазку ("Литол-24"). При этом смазка не должна попадать на барабан и фрикционные накладки.

Регулировку тормоза производите, когда ход рычага тормоза становится более половины своего максимального хода и эффективность торможения становится недостаточной.

ВНИМАНИЕ! Регулировку производить из смотровой ямы или используя автомобильный подъемник.

Регулировку зазоров между колодками и барабаном производите в следующей последовательности:

При проведении работ из смотровой ямы:

146